Успех не для меня. Как справиться с синдромом самозванца

Они успешны, целеустремленны и с поразительной легкостью штурмуют новые карьерные высоты. Но как выглядит их история успеха изнутри?

«Каждый раз, когда начинается совещание совета директоров, я жду, что мне скажут: “Девочка, а что ты здесь делаешь?”», — делится Виктория, исполнительный директор медицинской компании. У Сергея, финансового директора с 20-летним стажем, есть мечта — консультировать первые лица компаний по вопросам финансового менеджмента. Сергей уже несколько лет дает интереснейшие комментарии для изданий, но все не решится на целую статью и только с досадой отмахивается: «Да о чем таком я могу рассказать?».

Так называемый «синдром самозванца» — черта, свойственная людям, которые обесценивают свои успехи. У них есть все доказательства собственной состоятельности, но «самозванцы» продолжают думать, что не заслуживают достигнутого. Успех они объясняют удачей, попаданием в нужное место и время или тем, что ввели других в заблуждение: убедили всех, что более умны и компетентны, чем есть на самом деле.

Как понять, что сработал механизм «внутреннего самозванца»? Свои рекомендации опубликовала психолог Анны Зарембо в журнале «Сноб»:

  1. Вы с пренебрежением относитесь к собственным достижениям, а когда вас хвалят, втягиваете голову в плечи от страха перед разоблачением.
  2. Вы категорически не желаете связывать свои заслуги с приложенными вами усилиями. Чаще вы считаете, что на сей раз «опять прокатило». Вы удивительно везучий человек!
  3. Вы всегда считаете, что ваши ровесники (коллеги, соученики... нужное подчеркнуть) достигли гораздо большего и обязательно найдете с кем себя сравнить так, чтобы сравнение было не в вашу пользу.
  4. У вас есть специальный бинокль, в который вы разглядываете свои неудачи с десятикратным увеличением. А как только появляется какое-то достижение, тут же ловко переворачиваете бинокль, и ваши заслуги теряются в туманной дали.
  5. Вы боитесь брать на себя новые обязательства и начинать новые проекты, потому что «теперь-то они все поймут, какой я ноль».
  6. Вы болезненно реагируете на любую, даже конструктивную, критику.
  7. Вас постоянно снедает беспокойство обнаружить перед другими свои недостатки.

Что самое удивительное — работодатель тайного «самозванца», как правило, остается в выигрыше от такого сотрудника.

Смотрите сами:

  • Постоянные внутренние сомнения задают высокий темп и качество работы. Кто еще готовит клиентские презентации по воскресеньям и готов к еженедельным командировкам? Конечно, самозванец!
  • Саморазвитие и повышение профессионального уровня. Пока одни жалуются на отсутствие бюджета на обучение, «самозванец» инвестирует личные деньги и время в череду курсов, тренингов и мастер-классов. Никто не должен знать о том, что он чего-то не знает!
  • Снижение издержек на ФОТ и бонусы. «Год назад мне предложили роль операционного директора, — рассказывает Антон. — До этого я был лидером коммерческой функции. Перевод был оформлен без пересмотра заработной платы. Я был так рад, что меня разглядели, что согласился. После новогодних праздников решил поговорить с генеральным директором о пересмотре. И получил туманное: “Я подумаю”. Якобы я еще доказать как-то должен, что достоин этих денег. Результаты за год, рост выручки, оптимизация затрат оказались не в счет».
  • Высокая лояльность. Андрей и Роман уже в третий раз меняют работу вместе. Несмотря на то, что у Романа было несколько интересных предложений, он не готов рискнуть и решиться быть «первой скрипкой». Друзья шутят, что он — «вечный зам». «У нас с Андреем идеальный тандем. Он превосходно проводит переговоры, а я — организовываю всю работу для реализации сделки. Самому мне с этим не справиться», — честно рассказывает Роман. Получить такого сотрудника — настоящая находка для любой компании, ведь «самозванцу» очень важно хотя бы иногда получать признание.

В каких ситуациях чаще всего проявляется синдром самозванца?

  1. Новая карьерная роль. Повышение, перевод, переход в другую компанию не только повод для радости, но и переживания: «Как меня оценят? А справлюсь ли? Достаточно у меня знаний и навыков?».
  2. Новые задачи. Публичное выступление, переговоры с международными партнерами, проведение тренинга для команды — целая вереница поводов для сомнений и переживаний.
  3. Смена модели карьеры. Например, переход из найма в предпринимательство. Прежние модели успеха не работают, новые — в процессе созревания. Нужно дать себе время и найти точку опоры внутри, а не искать ее вовне.

Хорошие новости заключаются в том, что синдром самозванца заставляет нас работать над собой, самосовершенствоваться и достигать новых высот. Но что делать с этой непроходящей неуверенностью и жесткими критериями внутренних оценок?

Научитесь видеть свои успехи и праздновать победы самостоятельно. Кто-то ведет дневник, кто-то использует журнал достижений — в любом случае, очень важно фиксировать на бумаге то, что вам удалось сделать.

Делитесь своими сомнениями и переживаниями с близкими и друзьями. Для многих будет ценна работа с психологом и карьерным консультантом. Постепенно вы начнете замечать, что даже неидеальные результаты способствую росту.

Найдите ментора. Особенность этого подхода заключается в том, что вы узнаете карьерный путь конкретного человека. Если вам удастся наладить хороший контакт, вы увидите, что тот, кто уже является для вас ролевой моделью, испытывал похожие эмоции и переживания.

Будьте спокойнее в своих внутренних оценках. Достаточно хорошо сделанный отчет и выходные лучше, чем идеально сделанный отчет, 20 листов бумаги и пропущенный уикенд.

Принимайте комплименты. Когда вас поздравляют с интересной презентацией не надо бурчать: «Да это мелочи». Научитесь говорить спасибо — прежде всего, себе.

Один из самых важных моментов в примирении с самозванцем — это осознание: ваши успехи — результат приложенных усилий. Даже если вы это объясняете удачей и случаем, воспользоваться благоприятными обстоятельствами могут далеко не все. И уже это большое достижение. И оно — ваше.

Рассказать о своих лучших качествах и достижениях работодателю поможет сервис «Готовое резюме». Эксперты с опытом в HR возьмут у вас интервью и подготовят резюме для поиска работы.