Как HR-боты автоматизируют работу с сотрудниками

Мы привыкли общаться с роботами. Это не только бизнес-инструмент: недавно Google анонсировала персонального помощника, который сможет за человека дозвониться в ресторан и забронировать столик. Поэтому в будущем поиск работы вполне может превратиться в общение одного бота с другим — HR и персонального помощника кандидата. А пока чат-боты в России только набирают популярность, мы попросили Елену Безрукову из Talantix рассказать, как работает бот и зачем его использовать, если с подбором в компании и так все хорошо.

Допустим, вы запустили программу стажировки и за неделю получили 300 откликов. HR-специалист вручную перебирает каждый из них, тратит на это несколько часов. Проводит телефонное интервью с сотней кандидатов, выбирает 15 лучших и проводит еще один круг собеседований.

Это кажется нормальным. Пока компания не подключает для отбора чат-бота.

Как работает чат-бот

Бот ведет диалоги со всеми соискателями одновременно, собирает и структурирует информацию для рекрутера, а также дает каждому пользователю обратную связь. В итоге список из 15 подходящих кандидатов появляется у работодателя в несколько раз быстрее.

Кроме того, бот никогда не болеет и работает 24/7. Это удобно, потому что у кандидатов время на изучение вакансий и общение по ним появляется вечером, если они еще трудятся на предыдущем месте. HR-специалисты в это время уже отправляются домой — их рабочий день заканчивается в 18–19 часов.

В диалоге hhrobot задает вопросы, которые помогают отобрать людей по нужным работодателю критериям. Чаще всего вопросы простые:

  • возраст,
  • гражданство,
  • опыт работы,
  • готовность работать в сменном графике и другие параметры.

Таким образом бот проводит скоринг — распределение кандидатов на подходящих, менее подходящих и совсем не подходящих.

Результаты попадают в систему управления персоналом Talantix, но данные можно выгрузить в Excel-файл или интегрировать в другую систему. Статистика показывает, сколько человек перешли на страницу с ботом и вступили в диалог, прошли его успешно или получили отказ.

Еще одна полезная метрика — номер вопроса, на котором пользователь выходит из диалога. Это случается иногда по личным причинам, иногда сценарий разговора кажется ему неинтересным. В этом случае вопрос нужно пересмотреть и поработать над формулировками. Как правило, до конца диалога доходит более 70% соискателей.

Мы серьезно прорабатываем сценарий, по которому движется разговор. Система реагирует на семантику слов, а впоследствии ее можно «дообучить»: добавить новые фразы и сделать умнее.

Кроме коротких ответов, бот принимает развернутые: тексты, аудио- и видеосообщения. Он их не оценивает, а передает HR-специалисту. Работодатель смотрит, насколько логично рассуждает кандидат, какими презентационными навыками владеет, или просто узнает полезную информацию. Необязательно смотреть видео всех кандидатов: достаточно в системе проранжировать всех соискателей по ответам и посмотреть запись тех, кто подходит по основным критериям.

На все это — от запуска до трудоустройства и анализа результатов — может уйти меньше месяца. При этом на руках у работодателя останется сформированная воронка подбора и статистика, которую он может использовать в дальнейшем.

Бот для сотрудников

Кроме подбора новых сотрудников, бот решает и другие задачи.

Выясняет причины увольнения

HR-отдел не всегда может организовать интервью с каждым увольняющимся, чтобы понять причины ухода. К такому диалогу зачастую не готовы сами сотрудники. Бот снимает все барьеры: с ним можно «выпустить пар» и поделиться информацией, которую тяжело рассказать живому человеку.

Проводит тест или опрос

Бот помогает тестировать сотрудников. Он рассчитан на быстрое и легкое общение, поэтому для личностных опросников и вербальных тестов не подходит. Пользователь обычно взаимодействует с hhrobot через мобильное устройство. А большие таблицы и длинные тексты требуют широкого экрана и сосредоточенности.

Помогает новичкам и отвечает на вопросы

Некоторые компании с помощью бота оценивают удовлетворенность сотрудника условиями работы и подводят итоги испытательного срока. Или же помогают новым коллегам найти ответы на вопросы: например, где сидит HR или как получить шаблон заявления на отпуск. Если бот чего-то не знает, он зафиксирует вопрос и позже сможет давать на него ответ.

Вся разработка — на стороне Talantix

Компании-заказчику достаточно согласовать сценарий: за всю разработку отвечает команда Talantix. Мы предлагаем воспользоваться шаблоном скрипта, который можно адаптировать под себя. Но некоторые клиенты приходят и со своими сценариями.

Как строятся вопросы?

  1. Вопросы и ответы задаются таким образом, чтобы пользователь дал однозначный ответ, по которому бот отбирает кандидатов. Критерии отбора определяет компания.
  2. Если это экзит-интервью, то вопросы связаны с причинами ухода. Можно построить семантический блок, когда сотрудник перечисляет, что ему не нравилось, и бот самостоятельно формирует причину и предлагает ее пользователю. И пользователь уже говорит «да» или «нет». Если «нет», то диалог продолжается и бот предлагает другой вариант.
  3. Разговор может делиться на несколько веток. Например, сотрудник отвечает на закрытый вопрос: «Что вам не нравилось: условия работы, коллектив или вы уходите по собственному желанию?». Следующий вопрос зависит от того, какой ответ выбрал сотрудник.

После согласования всех используемых изображений и текста, команда проекта начинает разработку. В среднем программирование бота занимает 1–2 дня.

Откуда люди узнают про hhrobot

Бот не ищет кандидатов самостоятельно, он работает с другими инструментами. В HeadHunter это лидогенерация, сервис таргетированной рекламы Clickme и рассылка по базе. Пользователь переходит по пришедшей ему ссылке и общается с ботом в браузере или продолжает разговор в Facebook или Viber. Но 95% пользователей, по нашему опыту, остаются в браузере.

Кнопку hhrobot также размещают и на карьерной странице компании либо в соцсетях в виде виджета. Нажимая на кнопку, человек остается на посадочной странице, и поверх нее открывается диалоговое окно с чатом.

Добраться до бота можно и другими путями: считать QR-код или наткнуться на джоб-киоск в местах, где есть потенциальный поток кандидатов. Джоб-киоск — это устройство (например, планшет или компьютер), на котором установлен бот. Такие планшеты, например, установили в IKEA. Пользователь отвечает на вопросы прямо на устройстве. В случае с QR-кодом соискатель сканирует его и уже общается с помощью своего смартфона.

Какие проекты уже реализовали

За 9 месяцев существования hhrobot мы реализовали 150 проектов.

Для компании Heineken создали бота с 19 вопросами в рамках программы Graduate Recruitment. Перед нами стояла задача отобрать молодых специалистов, в том числе студентов, для стажировки в компании. Heineken искала узких специалистов, к которым предъявлялись высокие требования. Проект был срочным: на разработку бота выделили всего 2 дня, и нужно было не просто провести отбор, но и донести информацию о программе стажировки. Искали претендентов среди студентов определенных специальностей и университетов, обязательным было знание английского.

Еще один яркий кейс — проект для компании IKEA. Она внедрила чат-бота в джоб-киоски. Диалог с ботом выстроен таким образом, что сначала пользователь знакомится с ним и уточняет контактную информацию. Из-за широкого охвата сети магазинов кандидат сам выбирает подходящий город, а затем и вакансию из списка открытых в настоящий момент. После того как соискатель определился с выбором, бот задает несколько вопросов для составления анкеты. Вся информация передается рекрутеру, на вакансию которого был оставлен отклик.

В чат-ботах нас вдохновляет то, что их применение ограничивается только фантазией. Они автоматизируют самые тяжелые и рутинные операции, оставляя HR-менеджерам время на принятие серьезных решений. А для кандидатов это идеальный способ общения: в удобное время и с мгновенной обратной связью. Они это ценят.

Хотите создать чат-бота для своих целей?